Федеральный закон от 10 июля 2023 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов ...

чт, 13/07/2023

Федеральный закон от 10 июля 2023 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Данным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - ФЗ «Об экологической экспертизе»), направленные на изменение установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ).

Так, согласно внесенным изменениям, государственная экологическая экспертиза (далее – ГЭЭ) ряда объектов, в том числе повторная, может проводиться в соответствии с предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации и утвержденным Правительством Российской Федерации порядком проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу «одного окна» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2366).

При этом к указанным объектам ГЭЭ относятся:

  • проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов);
  • проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов;
  • проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;
  • проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ регионального и местного значения;
  • проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность на континентальном шельфе;
  • проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к разведке и разработке природных ресурсов исключительной экономической зоны, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению отходов и других материалов в исключительной экономической зоне;
  • все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море;
  • объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ федерального значения, за исключением объектов социальной инфраструктуры, которые не относятся к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий;
  • проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за некоторыми исключениями;
  • проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если они планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей и иных объектов;
  • проектная документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в границах Байкальской природной территории, которые не относятся к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, за пределами особо охраняемых природных территорий;
  • проектная документация объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции в Арктической зоне Российской Федерации, за некоторыми исключениями;
  • проектная документация специализированных хранилищ агрохимикатов, если они планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос.

Также, согласно изменениям, материалы, необходимые для проведения ГЭЭ в указанных случаях, в том числе повторной, представляются в электронной форме (за исключением случаев, если такие документы и материалы, содержат сведения, составляющие государственную тайну, и (или) относятся к служебной информации ограниченного распространения) одновременно с документами и материалами, необходимыми для проведения государственной экспертизы проектной документации. При этом начало срока проведения ГЭЭ (за исключением ГЭЭ, проводимой по принципу «одного окна») устанавливается не позднее чем через 5 рабочих дней после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов.

Необходимо отметить, что в настоящее время указанный срок устанавливается не позднее чем через 15 дней (а в некоторых случаях не позднее чем через 3 дня) после наступления указанных условий.

Одновременно, начало срока проведения ГЭЭ, проводимой по принципу «одного окна», в том числе повторной, устанавливается в соответствии с предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации и утвержденным Правительством Российской Федерации порядком проведения государственной экспертизы проектной документации и ГЭЭ проектной документации по принципу «одного окна».

Наряду с изложенным положениями рассматриваемого нормативного правового акта закреплено, что срок проведения ГЭЭ не должен превышать 42 рабочих дня, если иное не предусмотрено федеральным законом и может быть продлен на 20 рабочих дней по заявлению заказчика, в то время как в настоящее время данный срок составляет не более двух месяцев с возможностью продления на один месяц.

Также в законодательство о ГЭЭ введено положение, регламентирующее размещение сведений о заключениях ГЭЭ на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, положение о возможности проведения ГЭЭ, в том числе повторной, исключительно при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям ФЗ «Об экологической экспертизе», установленному порядку проведения ГЭЭ и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, согласно принятым изменениям, будут распространяться также на ряд объектов ГЭЭ в том числе:

  • особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ регионального и местного значения;
  • искусственные земельные участки, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации.

Дата опубликования: 10 июля 2023 г.
Дата вступления в силу: 1 сентября 2023 г.