Данным Федеральным законом в Лесной кодекс Российской Федерации от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (далее – Лесной кодекс) введена ст. 51.1 «Лесопожарное зонирование». Согласно указанной статье лесопожарное зонирование представляет из себя выделение зон охраны лесов от пожаров в зависимости от природной пожарной опасности лесов которое, включая нормативы и критерии выделения зон контроля лесных пожаров, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор).
При этом, меры противопожарного обустройства лесов, обозначенные в ч.4 ст. 53.1 Лесного кодекса на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду либо используемых на основании сервитута, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка, землепользователями, обладателями сервитута, публичного сервитута.
К таким мерам относятся в том числе:
- строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
- прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
- устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.
Вместе с тем, п. 18. ст. 78 Лесного кодекса дополнен следующим основанием для отказа в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений: представление заявки на участие в аукционе лицом, не соответствующим требованиям, ч. 4.1 ст. 78 Лесного кодекса.
Напомним, что в соответствии с указным выше положением, вступающим в силу с 1 сентября 2023 года, с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях заготовки древесины вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости, виды которой определяются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в ст. 89 Лесного кодекса внесены изменения, согласно которым государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем 15 рабочих дней со дня его поступления в уполномоченный орган, а не 30 дней как это было установлено ранее. Также органы государственной власти и органы местного самоуправления рассматривают поступившие проекты лесовосстановления и направляют лицу, составившему соответствующий проект, решение о его согласовании или об отказе в течении не более чем 5 рабочих дней. Ранее указанный срок составлял 15 дней.
Одновременно, в соответствии с введенной в Лесной кодекс ст. 111.1 в защитных лесах допускается:
- осуществление рубок лесных насаждений, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами;
- заготовка древесины, если проведение сплошных и выборочных рубок не запрещено или не ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом при заготовке древесины в защитных лесах допускается создание объектов лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Дата опубликования: 24 июля 2023 г.
Дата вступления в силу: 24 июля 2023 г., за следующими исключениями:
П. 6 ст. 1 и ст. 3 - вступают в силу с 1 сентября 2023 г.;
П. 1-5 и п. 8 ст. 1 и ст. 2 – вступают в силу с 1 января 2024 г.