Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

ср, 27/12/2023

Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Данный Федеральный закон можно разделить на несколько тематических блоков:

  • редакционные изменения в части контроля и надзора;
  • изменения в части нормирования и применения НДТ;
  • изменения в части подготовки программ повышения экологической эффективности;
  • изменения в части выполнения расширенной ответственности производителей.

В части нормирования и применения НДТ наиболее значимыми являются следующие изменения, вносимые в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»):

«При наличии в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), в отношении которых установлены технологические показатели наилучших доступных технологий и разработаны технологические нормативы в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, в комплексном экологическом разрешении устанавливается наименьший из нормативов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта».

Указанное положение обязывает делать исключение для применения технологического нормирования, если норматив допустимого выброса или сброса загрязняющего вещества окажется более «строгим».
Например, если загрязняющее вещество «Бензо(а) пирен» (1 класс опасности) относится к технологически нормируемым, для подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения потребуется подготовка и сравнение двух расчетов: технологических нормативов выбросов и нормативов допустимых выбросов.

При этом если окажется, что расчет нормативов допустимых выбросов более «строгий», то технологические нормативы по указанному веществу в комплексное экологическое разрешение включены не будут. Соответственно, применение коэффициента 0 к ставке платы за негативное воздействие на окружающую среду в данном случае невозможно.
Также следует обратить внимание на следующее положение:

«Ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который является объектом I категории, в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий, допускается при условии наличия программы повышения экологической эффективности, разрабатываемой в соответствии со статьей 67.1 настоящего Федерального закона, в случае установления и (или) изменения технологических показателей наилучших доступных технологий после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения экспертизы проектной документации в отношении указанного объекта при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях.»

Таким образом, в отличие от положений, действующих до 1 сентября 2024 г., юридическим лицам, осуществляющим строительство новых объектов НВОС I категории, предоставлено право не применять технологии, соответствующие технологическим показателям наилучших доступных технологий.
Федеральным законом также уточнены полномочия Правительства Российской Федерации по вопросам межведомственной комиссии по рассмотрению проектов программ повышения экологической эффективности. В частности, помимо положения о межведомственной комиссии, Правительство Российской Федерации утверждает:

  • порядок рассмотрения и одобрения межведомственной комиссией программ повышения экологической эффективности;
  • порядок формирования состава межведомственной комиссии;
  • критерии отбора включаемых в ее состав представителей общественных и экспертных организаций.

Положениями Федерального закона юридическим лицам также предоставлено право направить в межведомственную комиссию заявление об отзыве программы повышения экологической эффективности в целях прекращения ее рассмотрения.
Кроме того, закреплены положения о внесении изменений в программу повышения экологической эффектности:

  • внесение изменений осуществляется по инициативе юридического лица, утвердившего программу;
  • внесение изменений предполагает одобрение межведомственной комиссии и пересмотр комплексного экологического разрешения;
  • установлен ряд ограничений для изменений, которые могут быть внесены в программу;
  • в случаях замены юридического лица или его реорганизации, в программу повышения экологической эффективности вносятся изменения в рамках переоформления комплексного экологического разрешения.

Статья 14 Федерального закона посвящена выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров и упаковки за отчетные периоды 2022, 2023 г. г., поэтому изменения вносятся в переходные положения, закрепленные в ст. 7 Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 451-ФЗ.

Как и ранее, нормативы утилизации выполняются в соответствии с редакцией ФЗ «Об отходах производства и потребления», действующей до 31 декабря 2023 г.
Вместе с тем Федеральным законом уточнено, что:

  • переходный положения распространяются на отчетные периоды 2022 и 2023 г.г.;
  • предоставление отчетности, расчет и уплата экологического сбора за товары и упаковку, реализованные с 1 января по 31 декабря 2022 г., обеспечиваются до 15 апреля 2024 г.;
  • предоставление декларации о количестве товаров и упаковки, выпущенных с 1 января по 31 декабря 2023 г., обеспечивается до 15 апреля 2024 г.;
  • предоставление отчетности, расчет и уплата экологического сбора за товары и упаковку, реализованные с 1 января по 31 декабря 2023 г., обеспечиваются до 15 апреля 2025 г.

Таким образом:

  • в 2024 году производители товаров выполняют нормативы утилизации как за товары, так и за упаковку этих товаров и подают до 15 апреля 2024 г. декларацию о количестве товаров и упаковки, выпущенных с 1 января по 31 декабря 2023 г., а также отчетность о выполнении нормативов утилизации;
  • в 2025 году изменяется наименование декларации (новое наименование декларации: «отчетность о массе товаров, упаковки, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе об испорченном или о бракованном товаре, об упаковке, сведения о вывезенных из Российской Федерации товарах, упаковки») и ее впервые подают производители упаковки. Отчетность о выполнении нормативов утилизации подается по старой форме.

Дата опубликования: 25 декабря 2023 г.
Дата вступления в силу: 1 сентября 2024 г. (ст. 14 вступает в силу с 31 декабря 2023 г.).