Изменен порядок внесения квартальных авансовых платежей за НВОС

чт, 09/01/2020

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 450-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Основные положения:

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») дополняется статьей 16.4 «Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду», в соответствии с положениями которой лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС), вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида НВОС, за которое взимается плата:

  • в размере 1/4 суммы платы за НВОС, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы) за предыдущий год;
  • в размере 1/4 части суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов;
  • в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных ФЗ «Об охране окружающей среды».

При этом выбранный способ определения размера квартального авансового платежа на год, следующий за отчетным периодом, по каждому виду НВОС среду указывается лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за НВОС за отчетный период.

Также внесены изменения в пункт 3 статьи 31.1 ФЗ «Об охране окружающей среды», регламентирующий содержание информации в заявке на получение комплексного экологического разрешения.

Ранее в такой заявке указывались расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ.

К указанной формулировке была добавлена фраза «соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации», из чего можно сделать вывод о том, что перед подачей заявки на получение комплексного экологического разрешения расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) необходимо будет самостоятельно представлять в Роспотребнадзора для оценки на предмет соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Данные изменения фактически обязывают указывать в составе заявки на выдачу комплексного экологического разрешения только согласованные с Роспотребнадзором расчеты, то есть подаче заявке предшествует процедура выдачи Роспотребнадзором соответствующего документа.

Изменения также коснулись ряда положений, регламентирующих эксплуатацию объектов III категории.

Так, положениями ст. 16.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрен коэффициент 25 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов.

Данная норма была дополнена условием применения указанного коэффициента в случаях превышения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, установленных для объектов III категории нормативами допустимых выбросов, нормативами допустимых сбросов.

Кроме того, изменениями предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

Таким образом, указанными изменениями отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов перенесена в состав отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

С учетом изложенного до 25 марта 2020 года в Форму отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (утв. Приказом Минприроды России от 14 июня 2018 г. № 261) должны быть внесены изменения.

Среды иных изменений следует отметить внедрение нового термина в понятийный аппарат ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к твердым коммунальным отходам – «энергетическая утилизация».

Таким образом, под утилизацией отходов понимается:

  • использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
  • использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация)».
  • Одновременно из понятия «обезвреживание отходов» исключено сжигание, связанное с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов).

Таким образом можно сделать вывод о том, что энергетическая утилизация – это сжигание твердых коммунальных отходов после их обработки (извлечения полезных компонентов) для целей получения энергии.

Следует отметить, что деятельность по сжиганию отходов с целью выработки энергии ранее подпадала под определение утилизации отходов, в связи с чем изменениями фактически введено ограничение при осуществлении деятельности по утилизации твердых коммунальных отходов посредством сжигания: такие отходы в обязательном порядке должны проходить предварительную обработку (извлечение полезных компонентов).

Кроме того, устанавливается, что средства, полученные за счет взимания экологического сбора, используются исключительно для утилизации отходов от использования товаров.

Публикация: документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 декабря 2019 г.
Действие: с 1 января 2020 г.