МИНПРИРОДЫ РОССИИ ПРОДОЛЖАЕТ ОТСТАИВАТЬ ИДЕЮ ЛИКВИДАЦИОННОГО ФОНДА ДЛЯ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

чт, 10/09/2020

Минприроды отказалось от идеи создания госкорпорации по сбору платежей за ликвидацию экологического ущерба от промышленных предприятий. По задумке министерства, эксплуатирующие опасные промышленные объекты компании должны осуществлять платежи в специальный фонд, которые будут использоваться в будущем для ликвидации последствий для окружающей среды. Соответствующий законопроект подготовлен Минприроды, но пока не прошел оценку регулирующего воздействия. Предполагалось, что оператором ликвидационных взносов будет специально созданная госкорпорация, которая смогла бы выполнять функции заказчика работ. Но в последней версии проекта предложение о создании госкорпорации отсутствует.

Идея создания ликвидационного фонда обсуждалась неоднократно, но летом Минприроды решило ее реанимировать. Министерство указывало, что некоторые собственники промышленных объектов (шахт, скважин и др.) объявляют себя банкротами и не выполняют обязанности по их ликвидации. По мнению Минприроды, ликвидационные взносы, которые бизнес ежегодно платил бы, пока объект еще функционирует, решили бы проблему. Инициатива вызвала резкую критику со стороны бизнеса. Так, промышленники опасались, что созданная с нуля госкомпания не сможет эффективно выполнять работы по ликвидации, стоимость таких работ может быть завышена, а схема в целом создает коррупционные риски.

Хотя от создания госкорпорации Минприроды теперь отказалось, идея ликвидационных фондов по-прежнему актуальна.

Бизнес считает, что такая мера приведет к удорожанию проектов и увеличению сроков их реализации. Так, по оценке РСПП, создание ликвидационного фонда грозит снижением инвестиций в добычу полезных ископаемых на 10%, или 330 млрд руб. в год.

«Подобные масштабы долговременного изъятия средств в базовых отраслях российской промышленности заблокируют преодоление негативных последствий новой коронавирусной инфекции и с высокой долей вероятности вызовут рост напряженности на рынках труда»,— цитирует он замечание РСПП к проекту.

По его словам, РСПП предложил альтернативу. Речь идет о создании финансового резерва на ликвидацию горных выработок в налоговом учете в тот момент, когда недропользователь начал получать доходы от месторождения (при выработанности не менее 30%). Такой порядок уже существует в Налоговом кодексе для нефтегазовых компаний, но для добычи других полезных ископаемых отсутствует, утверждает он.

Предложение о создании ликвидационного фонда требует доработки, считает Виктория Тургенева из KPMG. Так, в текущем виде оно не позволяет нефтегазовым компаниям учитывать такие расходы для целей налога на дополнительный доход. Механизм с созданием резерва под ликвидацию отдельных объектов уже реализован в Налоговом кодексе для новых морских месторождений, напоминает она, отмечая, что данный резерв остается добровольным и «по параметрам отчислений он также заточен именно на данный режим». Поэтому говорить о распространении механизма на все отрасли пока сложно, заключает госпожа Тургенева.

В РФ до 2002 года уже действовал специализированный ликвидационный фонд за счет отчисления 10% от регулярных платежей за добычу нефти, напоминает Дарья Козлова из Vygon Consulting.

С переходом на НДПИ этот сбор был ликвидирован. Вопрос его возвращения неоднократно поднимался последние десять лет, отмечает она, но с того момента на отрасль значительно повысилась налоговая нагрузка, увеличение еще и неналоговых платежей негативно скажется на отрасли.

Источник: Коммерсант