Необходимо ли в Таблице 2.2. к программе ПЭК отражать показатели загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников по результатам проведения контроля расчетными методами?

чт, 07/10/2021

Необходимо ли в Таблице 2.2. к программе ПЭК отражать показатели загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников по результатам проведения контроля расчетными методами?

Отвечает юрист Центра Буслаева Анастасия:

В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В соответствии с п. 7 указанной статьи Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Необходимо отметить, что форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее – Форма) утверждена Приказом Минприроды России от 14 июня 2018 г. № 261.

В соответствии с Таблицей   2.2.   «Результаты   контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» формы указываются, в т.ч.:

  • столбец 8 – фактический выброс г/с;
  • столбец 10 – дата отбора проб.

В соответствии с п. 7 Методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (утв. Приказом Минприроды России от 16 октября 2018 г. № 522) в графе 8 рекомендуется указывать фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (грамм в секунду) по результатам лабораторных исследований.

При этом в графе 10 рекомендуется указывать дату отбора пробы.

В соответствии с 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля (утв. Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74) (далее – Требования) подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать, в т.ч. план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов.

При этом в соответствии с п. 9.1.1 указанного нормативного правового акта  в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

В соответствии с п.  9.1.3 Требований расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:

  • отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
  • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;
  • выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

На основании изложенного, в Таблице 2.2. «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» отчета о результатах осуществления производственного экологического контроля могут быть отражены показатели загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников исключительно по результатам проведения контроля инструментальными методами.

При этом возможность отражения в Таблице 2.2. «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников по результатам проведения контроля расчетными методами отсутствует.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об обязательных требованиях») принципами установления и оценки применения обязательных требований являются:

  • законность;
  • обоснованность обязательных требований;
  • правовая определенность и системность;
  • открытость и предсказуемость;
  • исполнимость обязательных требований.

При этом в соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона обязательные требования должны быть исполнимыми.

Установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования, не допускается.

Важно отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 9 ФЗ «Об обязательных требованиях» при установлении обязательных требований должны быть минимизированы риски их последующего избирательного применения.

На основании изложенного, требование о необходимости отражения в Таблице 2.2. «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников по результатам проведения контроля расчетными методами не соответствует принципу исполнимости.

При этом в соответствии со ст. 5 ФЗ «Об обязательных требованиях» применение обязательных требований по аналогии не допускается.

В целях минимизации административных и финансовых рисков Центр правового обеспечения природопользования, в случае использования расчетных методов проведения контроля, рекомендует отражать в Таблице 2.2. «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»:

  • в столбце «Дата отбора проб» - дату применения расчетного метода контроля;
  • в столбце «Примечание» - указание на применение расчетного метода контроля написанием слова «расчет».