Ответ Государственной Думы РФ на письмо Центра и Ассоциации природопользователей

пт, 05/05/2017

Центром совместно с Национальной ассоциацией природопользователей (НАП) была подготовлена и направлена в комитет правовая позиция по проекту Федерального закона № 1089379-6. Центр и НАП обратили внимание депутатов на то обстоятельство, что принятие законопроекта при существующей сложившейся практике привлечения хозяйствующих субъектов к ответственности является преждевременным и не может достичь целей, которые определили в пояснительной записке разработчики.

При этом принятие законопроекта приведет к дополнительной финансовой и негативной имиджевой нагрузке на хозяйствующих субъектов в ситуации неопределенности решения вопроса о лице, ответственном за направление и получение информации об НМУ, а также отнесения информации об НМУ к общей или специализированной.

Проект Федерального закона был инициирован Законодательным Собранием Красноярского края.

В соответствии с проектом предлагается, в числе прочего, статью 8.21 КоАП РФ дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Ненадлежащее исполнение обязанности по проведению мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – в размере суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) за указанный период или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

Председатель комитета Ольга Тимофеева обратила внимание коллег на то, что один из самых загрязненных промышленных регионов хочет ввести административную ответственность для предприятий. «Предлагаемые красноярцами меры радикальные. Если предприятие в период неблагоприятных погодных условий не предпринимает меры по снижению выбросов, оно может быть наказано штрафом в размере ни много ни мало – выручки от реализации товара за этот период. Более того, работа предприятия может быть приостановлена на срок до девяноста суток. Если регионы выходят с такой инициативой, значит, она должна быть рассмотрена по сути, несмотря на то, что на законопроект уже поступили отрицательные отзывы. Из-за изъянов юридико-технического характера не должна страдать суть», – отметила О. Тимофеева.

Работая над законопроектом, комитет запросил мнение экспертов, в том числе специалистов Центра правового обеспечения природопользования.

Многие депутаты высказались в поддержку красноярской инициативы. В то же время, они признали, что пока в законодательстве не регламентируется, что же такое мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ. И этот пробел надо устранять. Тем более, что есть соответствующее поручение Президента РФ по итогам декабрьского Госсовета: внести в законодательство изменения, предусматривающие разработку и утверждение критериев формирования предприятиями плана мероприятий по снижению выбросов в период НМУ, а также особенности проведения проверок природопользователей в период НМУ.

В результате состоявшегося разговора Комитет Госдумы ФС РФ по экологии и охране окружающей среды концептуально поддержал законодательную инициативу красноярских депутатов, но решил, что принятие такого Закона преждевременно до устранения высказанных замечаний. Такое решение будет направлено в Комитет по государственному строительству и законодательству, ответственный за подготовку законопроекта к рассмотрению парламентом.

Устранить замечания следует в кратчайшее время. У поручения Президента России по вопросам НМУ есть конкретный срок – 1 октября 2017 года.