Письмо Федерального агентства водных ресурсов "О соответствии перечня веществ в проекте НДС"

пт, 24/05/2019

Письмо Федерального агентства водных ресурсов от 25 апреля 2019 года № ВН-02-35/2742 «О рассмотрении обращения»

Федеральное агентство водных ресурсов в ответ на обращение Национальной ассоциации природопользователей направило разъяснения по вопросу соответствия перечня нормируемых веществ в проекте нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей и решении о предоставлении водного объекта в пользование.

В письме отмечено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» НДС утверждаются для водопользователей.

Согласно пункту 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс РФ) водопользователь – физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса РФ, сброс сточных вод в поверхностные водные объекты осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Учитывая изложенное, Федеральное агентство водных ресурсов отмечает, что в случае, если решение о предоставлении водного объекта в пользование содержит перечень загрязняющих веществ (пункт 10 Приложения 1 к типовой форме решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 марта 2007 года № 56) его следует учитывать при разработке НДС.

Кроме того, в связи со вступлением в силу с 1 января 2019 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при разработке проекта НДС необходимо учитывать положения указанного федерального закона.

Таким образом, Федеральное агентство водных ресурсов указало, что перечень загрязняющих веществ, в случае его наличия в решении о предоставлении водного объекта в пользование, должен учитываться водопользователями при разработке НДС.

Между тем, Центр правового обеспечения природопользования отмечает, что в соответствии с пунктом 19 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 декабря 2007 года № 333) (далее – Методика) перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных, в том числе дренажных вод. Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными, в том числе дренажными водами, абонентов.

Согласно пункту 11 указанного нормативного правового акта исходная информация для разработки проекта НДС запрашивается водопользователем:

- в управлениях по гидрометеорологии по мониторингу окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или в организациях, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (в части получения информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта - приемника сточных вод, а также метеорологических данных);
- в территориальном органе Федерального агентства по рыболовству (в части получения информации о рыбохозяйственном значении и категории водного объекта - приемника сточных вод.

В соответствии с пунктом 2 Методики нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с учетом Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316-р.

Согласно пункту 14.1 Методики к проекту должны быть представлены данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет), заполненные в соответствии с Приложением 3 к данной Методике.

Согласно пункту 19 Методики перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных, в том числе дренажных вод. Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными, в том числе дренажными водами, абонентов.

На основании изложенного, при разработке проекта НДС перечень нормируемых веществ формируется хозяйствующими субъектами на основе:

- исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии;
- анализе данных о качестве исходной и сточных, в том числе дренажных вод.

При этом в действующем законодательстве положения, согласно которым формирование перечня нормируемых веществ при разработке НДС осуществляется на основании ранее оформленных НДС и Решения о предоставлении водного объекта в пользование, отсутствуют.

Одновременно, правовая связь между ранее разработанными НДС и новым проектом НДС не установлена.

При этом требование о необходимости обеспечения идентичности перечня веществ в новом проекте НДС и перечня веществ в ранее разработанном проекте НДС также не установлено.

Таким образом, отказ в утверждении проекта НДС по указанному основанию не соответствует действующему законодательству в случае, если перечень веществ, предусмотренный утвержденными нормативами допустимых сбросов, подтверждается:

- исходной информацией об использовании веществ на конкретном предприятии;
- анализом данных о качестве исходной и сточных, в том числе дренажных вод
- данными о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет;

Согласно части 3 статьи 22 Водного кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать:

- указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
- объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод;
- требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Следует отметить, что в соответствии с Приложением 1 к Типовой форме решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод (утв. приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. № 56) (далее – Приложение 1) в указанном решении приводится информация об условиях использования водного объекта или его части.

При этом в соответствии с Приказом Минприроды России от 1 февраля 2018 года № 35 пункт 10 Приложения 1, в соответствии с которым в решении указывалось максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных водах, утратил силу с 22 апреля 2018 года.

На основании изложенного, несоответствие перечня сбрасываемых загрязняющих веществ в новом проекте НДС перечню веществ в Решении о предоставлении водного объекта не является основанием для отказа в утверждении проекта НДС.

Материал для рубрики подготовила юрист Центра Егорова Анастасия