Юридическое заключение по вопросу необходимости проведения защитных мероприятий от негативного воздействия сточных вод, поступающих на рельеф местности
Основные выводы заключения:
1.Обязательным условием осуществления сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду (для объектов первой категории – до оформления комплексного экологического разрешения) является наличие разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды;
2.До 1 января 2016 г. к видам негативного воздействия на окружающую среду относился сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
При этом с 1 января 2016 г. к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся исключительно сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
3.Сброс загрязняющих веществ на рельеф местности и водосборные площади не является сбросом загрязняющих веществ непосредственно в поверхностные и подземные водные объекты.
При этом сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади являются самостоятельными видами негативного воздействия на окружающую среду;
4.На основании комплексного анализа действующего законодательства, возможность законно осуществлять сброс сточных, в том числе дренажных вод, на рельеф местности или водосборную площадь отсутствует.
Данный вывод подтверждается письмом Минприроды России от 10 октября 2016 г. № 12-50/8275-ОГ «О рассмотрении обращения»;
5.Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной эрозии, подтопления, заболачивания, загрязнения химическими веществами.
При этом сброс загрязняющих веществ на рельеф местности или на водосборную площадь образует составы административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 8.1, 8.6, 8.8 КоАП РФ;
6.Сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод на рельеф местности, результатом которого является превышение нормативов качества окружающей среды (в отношении почв), образует основание для исчисления и взыскания вреда, причиненного почвам, в соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и положениями Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238;
7.Для предотвращения осуществления сброса загрязняющих веществ со сточными (в т.ч. дождевыми) водами на рельеф местности либо неорганизованного сброса загрязняющих веществ со сточными (в т.ч. дождевыми) водами в водный объект необходимо обеспечить организованное отведение данных вод с территории предприятия в систему канализации или через определенный выпуск в водный объект;
8. Водным кодексом Российской Федерации не предусмотрена необходимость инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия сточных вод, поступающих на рельеф местности, поскольку возможность такого сброса не предусмотрена законодательством.
При этом положения п. 1 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации предусматривают защитные мероприятия, связанные с затоплением, подтоплением, разрушением берегов, заболачивания и другого негативного воздействия, связанного с водными объектами.
С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (июль 2020 года)