Юридическое заключение по вопросу о необходимости возмещения вреда, причиненного водным биоресурсам при эксплуатации гидроэнергетических объектов
Основные выводы заключения:
1.Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания должны применяться как при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов, так и при осуществлении иной деятельности;
2.Деятельность, оказывающая воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
3.Для целей согласования строительства, реконструкции, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности должен быть представлен в т.ч. документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
При этом указанный документ составляется по итогам проведения оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
4.Решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа);
5.Расчет размера вреда водным биоресурсам и затрат на восстановление их нарушаемого состояния выполняется на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам (утв. Приказом Росрыболовства от 25 ноября 2011 г. № 1166).
При этом п. 19 данной Методики закреплена прямая норма, в соответствии с которой расчет размера вреда водным биоресурсам и затрат на восстановление их нарушаемого состояния выполняется при планировании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, размещения объектов хозяйственной и иной деятельности, внедрения новых технологических процессов и производства работ, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, с целью оценки возможных последствий негативного воздействия указанной деятельности на состояние водных биоресурсов;
6.Предоставление водного объекта в пользование, оформление разрешительной документации для целей сброса сточных вод в водный объект и согласование хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания являются самостоятельными процедурами;
7.Вопрос соотношения процедуры предоставления водного объекта в пользование и согласования хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, рассматривался в Решении Верховного суда Российской Федерации от 25 октября 2017 г. № АКПИ17-713.
Согласно указанному Решению согласование условий водопользования водного объекта и принятие решения Росрыболовством о согласовании деятельности, оказывающей воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, являются двумя разными процедурами, наличие которых необходимо в соответствии с требованиями водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания;
8.В судебных актах не оспаривается позиция необходимости возмещения ущерба при заборе воды (для целей эксплуатации ГЭС).
С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (август 2020 года)
Заказать полный текст заключения
из Центра правового обеспечения природопользования
(от 1 000 руб)