Юридическое заключение по вопросу о последствиях осуществления выбросов, неучтенных в последней инвентаризации и в отношении которых не была оформлена разрешительная документация
1. Выявление стационарных источников выбросов при инвентаризации является обязанностью хозяйствующего субъекта и не является нарушением законодательства.
При этом корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях:
- изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации;
- изменения требований к порядку проведения инвентаризации;
- в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа;
2. Непроведение корректировки данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 3 ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ;
3. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляются на основании:
- для объектов I категории: комплексного экологического разрешения, разрешения на выбросы (до получения КЭР);
- для объектов II категории: декларации о воздействии на окружающую среду, разрешения на выбросы (до истечения срока действия);
- для объектов III категории: отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, расчетов нормативов допустимых выбросов веществ I, II класса опасности.
При этом осуществление выбросов от стационарного источника, неучтенного в последней инвентаризации и в отношении которого не была оформлена указанная выше разрешительная документация, является эксплуатацией источника выбросов в отсутствии специального разрешения, и является основанием:
- для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ;
- для применения 25-кратного повышающего коэффициента к ставкам платы за НВОС за объем или массу выбросов загрязняющих веществ без специального разрешения;
- взимания пеней за несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС.
С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (апрель 2019 года)