По вопросу обращения с медицинскими отходами

чт, 06/05/2021

Юридическое заключение по вопросу обращения с медицинскими отходами

Основные выводы заключения:

1.Необходимо различать:

  • отходы производства и потребления, деятельность по обращению с которыми, регулируется положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • медицинские отходы, деятельность по обращению с которыми регулируется положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3);

2.Медицинскими отходами являются все виды отходов, образующихся при осуществлении медицинской деятельности (на основании лицензии), фармацевтической деятельности (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация), деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов;

3.Положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрены следующие обязанности в отношении отходов:

  • лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (ст. 9);
  • идентификация отходов и составление паспортов (ст. 14);
  • нормирование отходов (ст. 18);
  • уплата платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (ст. 23);
  • заключение договора с региональным оператором в отношении ТКО (п. 4 ст. 27.4);
  • ведение учета в области обращения с отходами и хранение материалов учета (п. 1, 3 ст. 19);
  • предоставление статистической отчетности (п.2 ст. 19);
  • предоставление отчетности в соответствии с требованиями регионального законодательства (п. 3 ст. 20);

4.Обращение с медицинскими отходами не регулируется законодательством в области обращения с отходами;

5.Деятельность по обращению с медицинскими отходами не подлежит лицензированию и нормированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При этом паспортизация медицинских отходов не осуществляется, учет в области обращения с отходами не ведется, плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении медицинских отходов не рассчитывается и не уплачивается;

6.Правовое регулирование обращения с медицинскими отходами осуществляется специализированными нормативными правовыми актами, в т.ч. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3).

Данным нормативным правовым актом установлены требования к сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации медицинских отходов.

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС с июня 2021 г. – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям»

Заказать полный текст заключения
из Центра правового обеспечения природопользования
(от 1 000 руб)

 Заказать