По вопросу приведения разрешенного использования (назначения) и (или) параметров зданий, сооружений в соответствие с ограничениями, установленными СЗЗ

пт, 23/10/2020

Юридическое заключение по вопросу приведения разрешенного использования (назначения) и (или) параметров зданий, сооружений в соответствие с ограничениями, установленными санитарно-защитной зоной

Основные выводы заключения:

1.Перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах санитарно-защитных зон утверждает Правительство Российской Федерации в положении о санитарно-защитных зонах;

2.Руководствуясь ч. 16 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», до принятия Правительством РФ положения о санитарно-защитных зонах, установление санитарно-защитных зон осуществляется в порядке предусмотренном Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222).

При этом перечень объектов, которые запрещено размещать в санитарно-защитной зоне, установлен пунктом 5 Правил;

3.Положениями указанного нормативного правового акта, запрет на размещение лесопарковых лесов в границах санитарно-защитных зон, не установлен.

При этом установлен запрет на размещение зон рекреационного назначения;

4.На землях населенных пунктов правилами землепользования и застройки могут быть определены зоны рекреационного назначения.

При этом в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом;

5.Для целей определения возможности размещения объекта в СЗЗ необходимо установить нахождение объекта в рекреационной зоне в правилах землепользования и застройки конкретного населенного пункта;

6.Наличие в границах ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитные зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, использование которых в соответствии с их разрешенным использованием невозможно в связи с их нахождением в границах устанавливаемой санитарно-защитной зоны, не является препятствием для установления санитарно-защитной зоны.

В свою очередь, приведение разрешенного использования (назначения) и (или) параметров зданий, сооружений, или снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, размещение которых в зоне с особыми условиями использования территории не допускается, осуществляется в течение трех лет со дня установления такой зоны;

7.Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 применяется в части не противоречащей Земельному кодексу РФ.

8.Проект санитарно-защитной зоны должен содержать перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в т.ч. земельных участков, используемых в целях расположения зон рекреационного назначения.

При этом данные земельные участки должны быть предусмотрены в проекте СЗЗ разделом «г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;»

9.В решении об установлении санитарно-защитной зоны указывается срок наступления обязанности по возмещению убытков;

10.Кроме того, в соответствии с ч. 33 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 1 января 2022 года (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 настоящей статьи), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускаются:

  • использование земельных участков в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования таких земельных участков для целей, не связанных со строительством, с реконструкцией объектов капитального строительства;
  • использование земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешений на строительство, выданных до 1 января 2022 года, или в случае начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства до 1 января 2022 года, если для строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства не требуется выдача разрешений на строительство;
  • использование зданий, сооружений, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до 1 января 2022 года или которые построены, реконструированы в соответствии с пунктом 2 настоящей части и в соответствии с их видом разрешенного использования (назначения).
  • При этом в настоящее время сохраняется правовая неопределенность подпадает ли санитарно-защитная зона под положения ч. 27 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ;

11.Действующим законодательством предусмотрены следующие способы приведение в соответствие с ограничениями, установленными санитарно-защитной зоной:

  • снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
  • приведение параметров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (реконструкция);
  • приведение разрешенного использования земельных участков (изменение вида разрешенного использования земельного участка.

При этом указанные способы должны быть предусмотрены соглашением о возмещении убытков с правообладателями объектов.

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (октябрь 2020 года)

Заказать полный текст заключения
из Центра правового обеспечения природопользования
(от 1 000 руб)

 Заказать