По вопросу проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от инфраструктуры транспортных объектов

ср, 10/06/2020

Юридическое заключение по вопросу проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от инфраструктуры транспортных объектов

Основные выводы заключения:

1.С 1 ноября 2019 г. юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух как от стационарных источников, так и от передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте.

При этом хозяйствующий субъект вправе проводить инвентаризацию источников выбросов и инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух исключительно в порядке, устанавливаемом Минприроды России;

2.В настоящее время действует порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (утв. Приказом Минприроды России от 7 августа 2018 г. № 352) (далее – Порядок проведения инвентаризации выбросов).

При этом указанным нормативным правовым актом порядок инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, не регламентируется.

Одновременно, формулировка «временно эксплуатируются (функционируют)», до актуализации порядка проведения инвентаризации, не дает четкого понимания будет ли подлежать инвентаризации только самостоятельно эксплуатируемые передвижные источники или все функционирующие на предприятие передвижные источники;

3.До приведения в соответствие с требованиями п. 1 ст. 22 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Приказа Минприроды России от 7 августа 2018 г. № 352, у хозяйствующих субъектов отсутствует возможность проведения инвентаризации в отношении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте.

При этом применение для целей инвентаризации указанных выбросов каких-либо иных актов (ГОСТов, методик, РД и т.п.) незаконно;

4.Расчетные методы с использованием результатов измерений отдельных характеристик источника выбросов, расхода сырья или топлива, а также загруженности, продолжительности работы оборудования, применяются для инвентаризации выбросов от инфраструктуры транспортных объектов.

При этом в действующем законодательстве существует правовая неопределенность в отношении включения автомобильных дорог в состав инфраструктуры транспортных объектов;

5.По информации, полученной Центром письмом Минприроды России от 03.10.2019 г. № 12-47/23990, в настоящее время прорабатываются методические подходы к реализации указанных положений законодательства в части актуализации Приказа Минприроды России от 7 августа 2018 г. № 352.

При этом в соответствии с указанным письмом хозяйствующим субъектам необходимо не позднее одного года со дня вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ (до 1 ноября 2020 г.) провести корректировку результатов инвентаризации;

6.В случае, если стационарные источники выбросов загрязняющих веществ не подлежат инвентаризации в соответствии с законодательством, такие источники:

  • не могут быть учтены при расчете платежной базы платы на основании данных производственного экологического контроля, поскольку в указанном случае они не отражаются в программе производственного экологического контроля;
  • не могут быть отображены в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в указанной декларации заполняются данные по каждому стационарному источнику объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

7.В случае, если стационарные источники выбросов загрязняющих веществ подлежат инвентаризации в соответствии с законодательством, но не учтены в составе объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, указанное может расцениваться в качестве сокрытия информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и приводить к следующим последствиям:

  • привлечение к административной ответственности в соответствии со ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • применение к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду повышающих коэффициентов за выброс загрязняющих веществ от источников, не указанных в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с п. 11.2 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255).

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (июнь 2020 года)

 

Заказать полный текст заключения
из Центра правового обеспечения природопользования
(от 3 000 руб)

 Заказать