По вопросу уменьшения углеродного следа производимой в РФ продукции

чт, 08/10/2020

Юридическое заключение по вопросу уменьшения углеродного следа производимой в Российской Федерации продукции

Основные выводы заключения:

1.Законодательство, регламентирующее вопросы уменьшения углеродного следа производимой в Российской Федерации продукции, находится в стадии формирования.

При этом важно отметить, что указанное законодательство корреспондирует с законодательством о выбросах парниковых газов.

В настоящее время приняты и действуют:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. № 1228 «О принятии Парижского соглашения»;
  • ГОСТ Р 56276-2014/ISO/TS 14067:2013 «Газы парниковые. Углеродный след продукции. Требования и руководящие указания по количественному определению и предоставлению информации» (далее - ГОСТ Р 56276-2014);
  • Методические указания и руководство по количественному определению объема выбросов парниковых газом организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации (утв. Приказом Минприроды России от 30 июня 2015 г. № 300;
  • Методические указания по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов (утв. Приказом Минприроды России от 29 июня 2017 г. № 330);

2.Организации, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории Российской Федерации, в результате осуществления которой происходят выбросы парниковых газов в атмосферу, обязаны:

  • определить, и документировать границы количественного определения выбросов парниковых газов;
  • идентифицировать, и классифицировать по категориям источники выбросов парниковых газов;
  • назначить лиц, ответственных за проведение работ по количественному определению выбросов парниковых газов и подготовку сведений (отчетов) о выбросах парниковых газов;
  • на основании исходных данных и расчета выбросов парниковых газов за отчетный период подготовить сведения (отчет) о выбросах парниковых газов и пояснительную записку;
  • хранить сведения (отчет) о выбросах парниковых газов в электронном и бумажном виде не менее 5 лет после окончания отчетного периода.

При этом обязанность по представлению сведений (отчета) о выбросах парниковых газов в какой-либо государственный орган в настоящее время не установлена;

5.Минэкономразвития России осуществляется подготовка проекта Федерального закона «О государственном регулировании выбросов и поглощений парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает разрешения на прямые выбросы парниковых газов регулируемым организациям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям указанного проекта Федерального закона, в случае превышения регулируемой организацией фактической массы выбросов парниковых газов, установленной в разрешении, не компенсированного единицами сокращения выбросов парниковых газов или единицами поглощения парниковых газов до окончания срока действия разрешения, с регулируемой организации взимается сбор за каждую тонну СО2-эквивалента сверх массы, установленной в разрешении в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6.В соответствии с Концепцией формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 22 апреля 2015 г. № 716-р) в 2020 году также предполагается завершить формирование нормативно-правовой, методической и институциональной базы для внедрения и функционирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации с вовлечением в нее крупнейших организаций в ключевых секторах экономики.

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (октябрь 2020 года)




Заказать полный текст заключения
из Центра правового обеспечения природопользования
(от 1 000 руб)

 Заказать