Подлежит ли проект рекультивации земельного участка, через который проходит газопровод, согласованию с собственником земельного участка?

ср, 15/09/2021

Подлежит ли проект рекультивации земельного участка, через который проходит газопровод, согласованию с собственником земельного участка?

Отвечает юрист Центра Золотарь Ксения:

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (далее – Земельный кодекс РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в т.ч. не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

При этом указанное положение введено Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступило в силу 4 августа 2018 г.

На основании изложенного, с 4 августа 2018 года собственники земельных участков обязаны не препятствовать организации - собственнику газопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по:

  • обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков газопроводов;
  • предупреждению чрезвычайных ситуаций;
  • по ликвидации последствий аварий, катастроф.

В соответствии с абз. 9 ст. 2 Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» охранная зона газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

При этом согласно ч. 6 ст. 28 указанного Федерального закона земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Согласно п. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Таким образом, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

При этом порядок проведения рекультивации установлен Правилами проведения рекультивации и консервации земель (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800) (далее - Правила).

Согласно п. 5 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.

При этом в соответствии с подп. «а» п. 15 Правил проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 данных Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 данных Правил, не является собственником земельного участка.

Необходимо отметить, что на основании п. 19 Правил лица, указанные в п. 15 данных Правил, направляют уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель только в предусмотренных законом случаях, в т.ч. если мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 данных Правил.

На основании изложенного, в случае если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, не является собственником земельного участка, проект рекультивации земель подлежит согласованию с собственником земельного участка, находящегося в частной собственности.

При этом собственник земельного участка вправе отказать в согласовании проекта рекультивации земель в случае, если предусмотренные данным проектом мероприятия не обеспечат восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Вместе с тем отказ собственника земельного участка в согласовании проекта рекультивации земель может быть оспорен в судебном порядке.

Данный вывод подтверждается Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2021 г. по делу № А12-30204/2020.