Правомерна ли передача отходов физическим лицам?

чт, 17/06/2021

Правомерна ли передача отходов физическим лицам?

Отвечает юрист Центра Егорова Анастасия:

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления»):

  • отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
  • обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений данного Федерального закона.

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию деятельность сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Необходимо отметить, что анализ норм ФЗ «Об отходах производства и потребления» позволяет сделать однозначный вывод о применимости его основных положений исключительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Так, глава III «Общие требования к обращению с отходами» содержит требования исключительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

При этом требования к физическим лицам определены в ст. 13.1 и регулируют исключительно вопросы обращения с отходами черных и цветных металлов и исключительно в части предоставления права физическим лицам отчуждать лом и отходы цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот является одним из основных принципов в области обращения с отходами.

На основании ст. 21 указанного Федерального закона основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются:

  • уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;
  • платность размещения отходов;
  • экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.

В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и данным Федеральным законом.

При этом, в соответствии со ст. 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления» экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:

  • понижения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
  • применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами. Из изложенного следует, что соблюдение принципов экономического стимулирования, равно как и реализация методов экономического стимулирования были бы невозможны в отношении физических лиц, если бы последние осуществляли деятельность в области обращения с отходами.

Одновременно, положения ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части нормирования в области обращения с отходами и учета и отчетности в области обращения с отходами также могут быть применимы только к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Необходимо отметить, что позиция о возможности передачи отходов физическим лицам предполагает наличие двух различных с точки зрения правовых последствий видов правового регулирования обращения с отходами индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, и граждан.

При этом, к последним, в силу особенностей их правового статуса, не могут применяться практически все принципиально важные положения ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Следует отметить, что Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (далее – Порядок).

В соответствии с Порядком, в таблицах «Данные учета переданных другим лицам отходов» и «Обобщенные данные учета в области обращения с отходами» указывается информация об отходах, переданных для использования, обезвреживания, размещения (хранение и захоронение) в течение учетного периода другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

При этом в столбце 11 таблицы «Данные учета переданных другим лицам отходов» к Порядку указывается место проживания граждан (населенный пункт) – в случае передачи отходов V класса опасности гражданам.

На основании изложенного, с 1 января 2021 г. Порядком учета в области обращения с отходами (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № 1028) предусмотрена возможность передачи отходов V класса опасности физическим лицам (гражданам).