Правомерно ли использование установки очистки газа при невозможности определения фактической эффективности её очистки?

пн, 19/07/2021

Правомерно ли использование установки очистки газа при невозможности определения фактической эффективности её очистки?

Отвечает юрист Центра Золотарь Ксения:

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установка очистки газа (далее – ГОУ) - сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

На основании изложенного, для отнесения аппарата к установкам очистки газа, он должен соответствовать следующим критериям:

  • являться сооружением, оборудованием, аппаратурой;
  • использоваться для очистки и (или) обезвреживания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

При этом в случае, если аппарат не соответствует хотя бы одному из указанных критериев, указанный аппарат не является установкой очистки газа в понимании Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Необходимо отметить, что использование установок очистки газов необходимо для целей соблюдения установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно ч. 3 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры - влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 тысячи до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

На основании изложенного, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за следующие самостоятельные действия (бездействия):

  • нарушение правил эксплуатации сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению;
  • неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению;
  • использование неисправных сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, для установления состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ необходимо, в том числе, установить наличие угрозы загрязнения атмосферного воздуха, как результат совершения указанных действий.

Необходимо отметить, что в соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

На основании изложенного, угроза загрязнения атмосферного воздуха – угроза поступления в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Таким образом, для установления состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, необходимо установить наличие угрозы поступления в атмосферный воздух или образования в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Следует также отметить, что в соответствии со ст. 16.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

В соответствии с п. 21 Правил технический осмотр ГОУ и проверка показателей работы ГОУ, подлежащих контролю и указанных в паспорте ГОУ, включая проведение лабораторных измерений при необходимости, должны проводиться не реже двух раз в год, если документацией изготовителя ГОУ или руководством (инструкцией) по эксплуатации не предусмотрено иное.

При этом в отсутствие возможности измерения параметров отходящих газов обеспечить соблюдение требований Правил невозможно.

Вместе с тем, нарушение положений Правил является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ в случае, если указанные нарушения могут привести к загрязнению атмосферного воздуха.