Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами и внесений изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации»

вт, 13/09/2022

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами и внесений изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации»

Проектом Постановления Правительства Российской Федерации предлагается утвердить Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила), внести изменения в отдельные законодательные акты Правительства Российской Федерации.

В частности, Правилами вводятся новые понятия, такие как:

  • мусороперегрузочная станция – площадка, в том числе с расположенными на ней сооружениями и оборудованием, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для перегрузки твердых коммунальных отходов из мусоровозов или иных транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, в большегрузные транспортные средства, создаваемые в целях снижения расходов на транспортирования твердых коммунальных отходов;
  • место сбора вторичных ресурсов – здание, строение, сооружение, помещение или его часть, оборудование, техническое устройство, место (площадка), предназначенные для сбора и накопления вторичных ресурсов, самостоятельно доставляемых физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в целях последующей их передачи на обработку и (или) утилизацию;
  • содержание контейнерной площадки - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического и санитарного состояния контейнерной площадки, в том числе уборка, включающая перемещение в контейнеры и (или) бункеры складированных на ней твердых коммунальных отходов или в границах площади установленных собственником земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка около него, а также ремонт, размещение информации, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с оборудованием такого места контейнерами и (или) бункерами;
  • фандомат – техническое устройство, предназначенное для автоматизации процесса сбора отходов, образовавшихся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств, на компенсационной основе.

Следует отметить, что деятельность по перемещению отходов предлагается закрепить в понятии погрузки твердых коммунальных отходов.

Под указанным термином предлагается установить перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов.

Также, Правилами устанавливается, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в т.ч.:

  • в индивидуальных жилых домах - с собственником (пользователем) индивидуального жилого дома или с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
  • на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, - с юридическим лицом, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, представлять интересы членов товарищества.

Кроме того, Правилами предлагается установить рекомендуемый образец заявки потребителя для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Приложение № 1 к Проекту Правил).

Необходимо отметить, что Правила расширяют перечень документов, которые прилагаются к заявке потребителя. В указанный Перечень также входят копии паспортов отходов I - IV классов опасности (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), копия документов и материалов о подтверждении отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в процессе их деятельности, к V классу опасности.

При этом Правилами устанавливается, что с 1 января 2026 при осуществлении раздельного накопления твердых коммунальных отходов по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов, определенным в правилах раздельного накопления твердых коммунальных отходов соответствующего субъекта Российской Федерации, складирование таких видов отходов, групп отходов, групп однородных отходов осуществляется в контейнеры, бункеры и иные накопители (далее – контейнеры) следующего цвета:

  • синий цвет – для бумаги и изделий из бумаги, утративших свои потребительские свойства;
  • оранжевый цвет – для незагрязненных пластмассовых изделий, утративших свои потребительские свойства (исключая резиновые изделия), и (или) незагрязненного лома и отходов черных и цветных металлов;
  • зеленый цвет – для незагрязненных отходов стекла и изделий из стекла;
  • коричневой цвет – для отходов пищевой продукции, исключая напитки и табачные изделия, утратившие свои потребительские свойства;
  • желтый цвет – для совместно накапливаемых твердых коммунальных отходов, указанных в абзацах втором, и (или) третьем, и (или) четвертом настоящего пункта, и (или) иных вторичных ресурсов, определенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • серый цвет – для несортированных твердых коммунальных отходов.

При этом не допускается использование по одним и тем же видам и (или) группам отходов иного цвета контейнеров на территории различных субъектов Российской Федерации.

Также, при установлении цвета контейнеров для накопления видов и (или) групп отходов, не предусмотренных Правилами, субъекты Российской Федерации обязаны согласовать использование соответствующего цвета контейнера для накопления такого вида и (или) группы отходов с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в части государственной политики и нормативно-правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления.

Кроме того, предлагается установить, что в целях контроля за состоянием контейнерной площадки твердых коммунальных, а также учета количества вывозимых твердых коммунальных отходов могут использоваться средства фото и (или) видео фиксации, программно-аппаратные средства, при этом, мусороперегрузочная станция должна быть оборудована средствами фото и (или) видео фиксации, а также устройством весового контроля.

Помимо указанного, Правилами предлагается установить, что региональный оператор вправе обеспечить возможность обмена с потребителями документами в электронном виде. Порядок подачи потребителями заявок на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, подписания такого договора и прилагаемых к нему документов потребителем и региональным оператором в электронном виде с использованием электронной подписи определяется с учетом требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

В случае, если региональный оператор обеспечивает возможность обмена документами с потребителем в электронном виде, информация о виде и порядке такого обмена размещается на сайте регионального оператора в сети «Интернет».

 

Разработчик: Минприроды России
Состояние: публичное обсуждение
Дата начала публичного обсуждения: 9 сентября 2022 г.
Дата окончания публичного обсуждения: 29 сентября 2022 г.
Дата начала независимой антикоррупционной экспертизы: 9 сентября 2022 г.
Дата окончания независимой антикоррупционной экспертизы: 15 сентября 2022 г.