С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон, направленный на совершенствование законодательства в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ

вт, 04/08/2020

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Основные положения:

Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации.

Федеральным законом устанавливаются:

  • полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля; полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного контроля (надзора); полномочия органов местного самоуправления в области муниципального контроля;
  • принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • предмет и объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • правовые и организационные основы информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • правовые основы управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • правовые основы организации и деятельности контрольных (надзорных) органов, должностных лиц контрольных (надзорных) органов, включая виды контрольных (надзорных) мероприятий, основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, требования к проведению контрольных (надзорных) мероприятий и к контрольным (надзорным) действиям;
  • гарантии реализации и защиты прав контролируемых лиц;
  • комплекс профилактических мероприятий;
  • правовые основы применения независимой оценки соблюдения обязательных требований;
  • правовые основы исполнения решений контрольных (надзорных) органов;
  • специальные режимы государственного контроля (надзора): мониторинг, постоянный государственный контроль (надзор).

Понятие государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Федеральном законе понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, по устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до нарушений.

Предмет правового регулирования

Предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

  • соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;
  • соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах;
  • соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации;

С учетом предмета правового регулирования определены исключения из сферы его применения.

Документом предусматривается, что:

  • в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерацией и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и полномочий субъектов Российской Федерации осуществляется федеральный государственный контроль (надзор);
  • в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по предметам ведения субъектов Российской Федерации - региональный государственный контроль (надзор);
  • в рамках полномочий по решению вопросов местного значения - муниципальный контроль.

Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами.

Система нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Федеральный закон определяет систему нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Для деятельности контрольно-надзорных органов всех уровней будет создана обширная нормативно-правовая база. При этом порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля будет устанавливаться на подзаконном уровне различными положениями. Такой порядок может существенно различаться как по субъектам Российской Федерации, так и по муниципальным образованиям внутри одного региона.

Использование информационных технологий при проведении контроля

Федеральным законом предусмотрено широкое использование информационных технологий при проведении контроля.

В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются:

  • единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
  • информационная система досудебного обжалования;
  • реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
  • информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Правила формирования и ведения указанных реестров утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается.

Система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба)

Важной основой осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля является применение системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба), исходя из которого выбираются профилактические мероприятия и контрольные (надзорные) мероприятия, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.

Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) объекты контроля относятся к одной из шести категорий риска:

  • чрезвычайно высокий риск;
  • высокий риск;
  • значительный риск;
  • средний риск;
  • умеренный риск;
  • низкий риск.

Профилактические мероприятия

Федеральный закон содержит широкий набор профилактических мероприятий, которые направлены на внедрение системы комплексной профилактики нарушения обязательных требований и стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • меры стимулирования добросовестности;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • самообследование;
  • профилактический визит.

Проведение профилактического мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, возможно только с согласия контролируемого лица.

Контрольные (надзорные) мероприятия

Федеральным законом предусматриваются следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

  • контрольная закупка;
  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

Основания для проведения контрольных (надзорных мероприятий)

Федеральным законом устанавливается закрытый перечень оснований для проведения контрольных (надзорных мероприятий) в целях ограничения возможности осуществления злоупотреблений при проведении государственного контроля (надзора).

В соответствии с положениями Федерального закона контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся на плановой и внеплановой основе.

Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением указанных в Федеральном законе случаев, может быть:

  • наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
  • наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  • поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
  • требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.

При этом в целях обеспечения законности контрольных (надзорных) мероприятий закрепляется механизм участия органов прокуратуры в согласовании их проведения.

По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.

Периодичность проверок

Периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска.

При этом должно быть учтено, что:

  • в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, устанавливается максимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного, но не более двух контрольных (надзорных) мероприятий в год;
  • для категории высокого или значительного риска - средняя частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в два года;
  • для категории среднего и умеренного риска - минимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся для объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска.

Положения с более поздними сроками вступления в силу

  • До 31 декабря 2023 года информирование контролируемых лиц, а также подготовка документов в рамках муниципального контроля может осуществляться на бумажных носителях.
  • Федеральным законом предусмотрено введение обязательного досудебного обжалования действий (бездействий) контрольных (надзорных) органов и их должностных лиц, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности. Данное положение вступает в силу с 1 января 2023 года.
  • С 1 января 2022 года Правительство Российской Федерации ежегодно направляет в Совет Федерации и в Государственную Думу сводный доклад о государственном и муниципальном контроле

Публикация: документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 июля 2020 г.

Действие: с 1 июля 2021 г. (за исключением отдельных положений).