Участие Центра в круглом столе Государственной Думы РФ по природным ресурсам

чт, 04/05/2017

Руководил заседанием круглого стола Председатель Комитета Николаев Николай Петрович.

От Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в заседании приняла участие Венчикова Виктория Рудольфовна – заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России.

В заседании также приняли участие представители крупнейших предприятий-природопользователей, в том числе ПАО «Лукойл» и ПАО «Газпром».

Заседание началось в 10 часов 00 минут.

Венчикова В.Р. указала, что Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены сущностные изменения в понятие «экологическая экспертиза». Сегодня экспертиза не оценивает допустимость воздействия планируемой деятельности, а устанавливает соответствие проектной документации требованиям законодательства, в результате чего изменилось назначение ГЭЭ, которая функционально, несмотря на разницу в решаемых задачах, была сближена с институтом градостроительной экспертизы.

Представителями ПАО «Лукойл» и ПАО «Газпром» была отмечена нецелесообразность представления на ГЭЭ проектной документации, поскольку она рассматривается и при проведении государственной экспертизы. При этом при необходимости внесения изменений в проектную документацию по итогам проведения ГЭЭ влечет необходимость нового проведения государственной экспертизы.

Также освещена проблема получения положительного заключения ГЭЭ в случае окончания срока действия предыдущего заключения. Не разрешен вопрос о том, какие именно документы в таком случае нужно предоставлять на государственную экологическую экспертизу. Отмечена необоснованность проведения ГЭЭ для планов ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов, а также непрозрачность формирования комиссии для проведения ГЭЭ, низкий уровень квалификации внештатных экспертов и отсутствие требований к их аттестации, а также предусмотренной законодательством ответственности.

Представителем Росприроднадзора отмечено, что Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрена ответственность, однако реального механизма ее реализации через нормы КоАП РФ или УК РФ нет.

В этой связи заведующим отделом экологического законодательства ИЗиСП, профессором, доктором наук Боголюбовым С.А. было указано, что закрепление указанной ответственности потенциально может привести к проблемам с привлечением экспертов. Боголюбовым С.А. также было освещено значение общественной экологической экспертизы, и перспективы применения принятого в 2016 г. Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Отдельное внимание было уделено требованию о проведении ГЭЭ для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I категории. Представитель Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Довлатова Е.В. отметила особый статус организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведения (далее – водоканалы). Поскольку осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс. куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более) является критерием отнесения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, к I категории, перед водоканалами встает необходимость проведения ГЭЭ. При этом водоканалы, которые по большей части являются муниципальными предприятиями, не имеют реальной возможности по исправлению замечаний отрицательного заключения ГЭЭ, поэтому смысл ее проведения теряется.

Член центрального совета Российской экологической партии «Зеленые» Елена Гришина указала на необходимость комплексного анализа законодательства в сфере экологической экспертизы в целях исключения дублирующих и противоречащих друг другу норм.

Также особое внимание было уделено обсуждению законопроектов, предусматривающих ГЭЭ в отношении объектов на озере Байкал. Предложено оставить обязательную экологическую экспертизу для всех проектов по строительству и реконструкции в Центральной экологической зоне Байкала, а за ее пределами – только для проектов особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

По итогам проведения круглого стола было принято решение использовать поступившие предложения в законопроектной деятельности в целях дальнейшего совершенствования института государственной экологической экспертизы.