Юридическим департаментом Центра подготовлены Разъяснения по применению Писем Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

вт, 11/12/2018

Юридическим департаментом Центра подготовлены Разъяснения по применению Писем Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 12-50/09872-05 «О реализации положений Закона № 89-ФЗ» и от 3 декабря 2018 года № 12-44/30515 «О лицах, обязанных заключать договоры с региональными операторами»

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) было представлено два дополняющих друг друга разъяснения по вопросу заключения договоров между юридическими лицами, в деятельности которых, помимо отходов производства, образуются твердые коммунальные отходы (далее также – ТКО), и региональными операторами.

В разъяснениях, изложенных в Письме Минприроды России от 29 ноября 2018 года № 12-50/09872-05 «О реализации положений Закона № 89-ФЗ» отмечено, что согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») все собственники ТКО, а именно собственники помещений в многоквартирных домах (далее также – МКД), собственники частных домовладений (далее также – ЧД), а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО, заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

Указано, что данная норма существенным образом дополняется положениями пункта 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс РФ), в соответствии с которыми собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Таким образом, обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО лежит на собственниках помещений в МКД и собственниках ЧД, а также на юридических лицах и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в помещениях МКД и ЧД.

При этом в Письме Минприроды России от 3 декабря 2018 года № 12-44/30515 «О лицах, обязанных заключать договоры с региональными операторами» также дополнительно указано, что в соответствии со статьей 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицами, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. В случае, если у юридического лица в указанных нормативах и лимитах прописаны ТКО, юридическое лицо обязано заключить договор с региональным оператором.

Центр обращает внимание на то, что при применении указанных позиций следует учитывать следующее:

Действующим законодательством в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено два основания для правомерного отказа юридического лица в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

В соответствии с пунктом 6 статьи 24.7 юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

Согласно пункту 39 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156) в целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, без заключения договора с региональным оператором допускается передавать твердые коммунальные отходы на утилизацию и (или) размещать на собственных объектах размещения отходов (в случае, если такие отходы образовались на земельном участке, на котором расположен объект размещения отходов, либо на смежном земельном участке).

Необходимо отметить, что в ряде случаев для осуществления своей хозяйственной деятельности юридические лица могут использовать помещения в многоквартирных домах и (или) частных домовладений.

При этом пунктом 2 статьи 4 Жилищного кодекса РФ прямо предусмотрено, что участниками жилищных отношений являются как граждане, так и юридические лица.

Вместе с тем, осуществление деятельности в многоквартирных домах и (или) частных домовладениях не освобождает юридических лиц от заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Позиция Минприроды России, в соответствии с которой юридическое лицо обязано заключить договор с региональным оператором исключительно в случае наличия в нормативах образования отходов и лимитах на их размещения твердых коммунальных отходов не соответствует положениям действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 7 статьи 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

При этом в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении объектов III, IV категорий не устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Действующим законодательством юридические лица, эксплуатирующие указанные объекты, не освобождены от обязанности заключения договоров с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Также необходимо отметить, что разъяснительные Письма Минприроды России не являются нормативными правовыми актами и носят рекомендательный характер.

Ссылка на Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 12-50/09872-05 «О реализации положений Закона № 89-ФЗ»: http://www.old.ecours.ru/econews/upload-files/Pismo_2..

Ссылка на Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 3 декабря 2018 года № 12-44/30515 «О лицах, обязанных заключать договоры с региональными операторами»: http://www.old.ecours.ru/econews/upload-files/Pismo_0..