Юридическое заключение по вопросу использования разрешительной документации при расчете платы за НВОС при объединении объектов III и I категорий
Основные выводы заключения:
1.Представляется, что объединение нескольких объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС), может быть идентифицировано в качестве изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды одного из таких объектов НВОС;
2.Применение п. 24 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2023 г. № 881) (далее – Правила) предполагает:
- актуализацию учетных сведений об объекте НВОС в текущем отчетном периоде;
- изменение категории объекта НВОС со II или III на I категорию в результате актуализации учетных сведений;
- отсутствие комплексного экологического разрешения или вновь полученной разрешительной документации (разрешения на выбросы или сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение);
- неистечение 9 месяцев с даты изменения категории объекта НВОС в результате актуализации учетных сведений;
3.При намерении объединить объекты НВОС I и III категории необходимо провести актуализацию объекта НВОС III категории для целей выполнения условия об изменении категории объекта (с III на I) с получением свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС с новой категорией. Актуализация объекта НВОС I категории (с присоединением к нему объекта НВОС III категории) не приведет к изменению категории.
4.Представляется, что указанный подход (актуализация сведений об объекте НВОС III категории) сделает невозможным использование разрешительной документации, ранее выданной для эксплуатации объекта НВОС I категории (для анализа использовалась процедура выдачи разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (кроме радиоактивных);
5.Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (кроме радиоактивных) выдается на основании заявления с наименованием и номером объекта НВОС I категории, которые содержатся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
При этом присоединение указанного объекта НВОС к объекту НВОС III категории с последующей актуализацией сведений означает, что для актуализированного объекта будут использоваться код и наименование, ранее присвоенные объекту НВОС III категории;
6.Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (кроме радиоактивных), выданное с учетом кода и реквизитов объекта НВОС I категории, не будет соотноситься с реквизитами актуализированного объекта НВОС III категории;
7.При объединении нескольких объектов НВОС нумерация источников выбросов загрязняющих веществ в данных инвентаризаций выбросов будет дублироваться.
При этом проведение новой инвентаризации выбросов загрязняющих веществ для присоединяемого объекта НВОС I категории сделает невозможным использование ранее полученной разрешительной документации;
8.На основании изложенного можно сделать вывод о том, что применение п. 24 Правил не распространяется на случаи объединения нескольких объектов НВОС и может использоваться при актуализации сведений об одном объекте (без присоединения к нему иных объектов НВОС).
С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (март 2024 года).
Заказать полный текст заключения
из Центра правового обеспечения природопользования
(от 1 000 руб)